Мониторинг применения
Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
в I полугодии 2019 года[1]
1. СТРУКТУРА ЗАКАЗЧИКОВ
По состоянию на 30.06.2019 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС) зарегистрировано 93 138 организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, из них в отчетном периоде в ЕИС было зарегистрировано 2 772 организации.
Из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС, закупки
в отчетном периоде осуществляли 25,6% заказчиков (23 841). Информация о доле заказчиков, осуществлявших закупки в отчетном периоде в разрезе видов юридических лиц, представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Вид юридического лица | Общее количество заказчиков, зарегистрированных в ЕИС по состоянию на 30.06.2019 | Общее количество заказчиков, осуществивших закупки в I полугодии 2019 года | Доля заказчиков, осуществивших закупки в I полугодии 2019 года |
---|---|---|---|
Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ | 37 611 | 5 620 | 15 % |
Автономное учреждение | 18 362 | 9 541 | 52 % |
Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов | 10 644 | 2 272 | 21 % |
Муниципальное унитарное предприятие | 9 522 | 2 078 | 22 % |
Хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 % | 6 493 | 1 858 | 29 % |
Государственное унитарное предприятие | 4 037 | 868 | 22 % |
Субъект естественных монополий | 2 875 | 779 | 27 % |
Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ | 2 459 | 994 | 40 % |
Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ | 1 372 | 477 | 35 % |
Государственная компания | 778 | 29 | 3,7 % |
Государственная корпорация | 8 | 6 | 75 % |
Ниже представлена информация о количестве заказчиков, осуществлявших закупки в I полугодии 2019 года.
Как и по итогам 2018 года продолжается снижение количества заказчиков, осуществляющих закупки. Наибольшие показатели снижения отмечены среди заказчиков, являющихся государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, их дочерними хозяйственными обществами, а также дочерними хозяйственными обществами их дочерних хозяйственных обществ.
Таблица 2
Вид юридического лица | Общее количество заказчиков, осуществивших закупки в 2018 году | Общее количество заказчиков, осуществивших закупки в I полугодии 2019 года | Изменение доли заказчиков осуществивших закупки в Iполугодии 2019 года к 2018 году |
---|---|---|---|
Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ | 7012 | 5 620 | -19,9% |
Автономное учреждение | 10951 | 9 541 | -12,9% |
Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов | 2757 | 2 272 | -17,6% |
Муниципальное унитарное предприятие | 1685 | 2 078 | +23,2% |
Хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 % | 2228 | 1 858 | -16,6 |
Государственное унитарное предприятие | 870 | 868 | -0,2% |
Субъект естественных монополий | 856 | 779 | -9% |
Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ | 1141 | 994 | -12,9% |
Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ | 572 | 477 | -16,6% |
Государственная компания | 53 | 29 | -45% |
Государственная корпорация | 6 | 6 | 0% |
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
2.1. Размещение закупок
В соответствии с планами закупок на 2019 год, размещенных в отчетном периоде в ЕИС, заказчиками запланировано 1,06 млн закупок общим объемом 10,67 трлн рублей.
По результатам I полугодия 2019 года заказчиками размещено в ЕИС 647 тысяч извещений о закупке (669 тысяч лотов), на общую сумму
6,4 трлн рублей, с что на 14,7% меньше, чем за аналогичный период 2018 года
(7,5 трлнрублей), при этом количество размещенных извещений существенно не изменилось (-5%).
Сведения о закупках, размещенных в ЕИС
В абсолютном выражении количество отмененных извещений о закупке составило 2% от общего количества извещений, размещенных в I полугодии 2019 года, что аналогично показателю I полугодия 2018 года.
В относительном выражении количество отмененных извещений в отчетном периоде сократилось на 18% (в 1 полугодии 2018 года – 17 556 извещений,
в I полугодии 2019 года – 14 313 извещений).
Среднее количество заявок на участие в закупке, по данным ЕИС,
в I полугодии 2019 года снизилось на 10,1 % по отношению к аналогичному периоду
2018 года (1,52) и составило 1,36 заявки.
2.2. Размещение закупок в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
С 1 января 2019 года заказчики, чья деятельность регулируется положениями Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), должны были привести свои положения о закупках в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ и осуществлять закупки конкурентными либо неконкурентными способами, определив перечень и порядок их применения в положении о закупках.
К конкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесены закупки, которые соответствуют требованиям части 3 статьи 3 Закона 223-ФЗ и осуществляются путем проведения торгов:
— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)
— иными конкурентными способами, предусмотренными положением
о закупке.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным указанной нормой Закона № 223-ФЗ.
Способы неконкурентной закупки, в том числе исчерпывающий перечень оснований для закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Исходя из указанных заказчиками посредством функционала ЕИС способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в отчетном периоде:
150 тысяч лотов общим объемом 985 млрд рублей (15% от общего объема извещений) было размещено путем проведения конкурсов (открытый конкурс, конкурс в электронной форме у МСП), аукционов (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, аукцион в электронной форме у МСП), запросов котировок (в том числе запрос котировок в электронной форме у МСП), запроса предложений в электронной форме у МСП, из них69 % (679,8 млрд рублей) составляют закупки (138 тысяч лотов) с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме, участниками которых могут быть только МСП;
401 тысяча лотов общим объемом 4,8 трлн рублей (76%
от общего объема извещений) составили закупки, осуществленные путем использования способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), которые заказчики с использованием функционала ЕИС отнесли к прочим способам закупки;
118 тысяч лотов на общую сумму 615 млрд рублей (9% от общего объема извещений) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В сравнении с аналогичным периодом 2018 года отмечены следующие отклонения в стоимостных показателях закупок (в порядке убывания):
— закупки, осуществляемые путем проведения запроса котировок, в своем объеме снизились на 92,5 % (4,6 млрд рублей, в I полугодии 2018 года – 61,8 мрлд рублей);
— закупки, осуществляемые путем проведения открытого аукциона, в своем объеме снизились на 86,6 % (288,5 млн рублей, в I полугодии 2018 года – 2,2 мрлд рублей);
— закупки, осуществляемые путем проведения электронного аукциона,
в своем объеме снизились на 85 % (56 млрд рублей, в I полугодии 2018 года – 372,5 мрлд рублей);
— объем опубликованных извещений о закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) снизился на 80,6 % (615 млрд рублей, в I полугодии 2018 года – 3,2 трлн рублей),
— закупки, осуществляемые прочими способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в своем объеме снизились на 35 % (4,87 трлн рублей, в I полугодии 2018 года – 7,5 трлн рублей);
— объем закупок, осуществляемых путем проведения открытого конкурса, снизился на 20,5 % (187,6млрд рублей, в 1 полугодии 2018 года – 236 млрд рублей).
Доля извещений о закупках в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в количественном выражении отражена на следующей диаграмме.
Приведенные данные о количестве и стоимостном объеме извещений
о закупках в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствуют о том, что несмотря на определение в Законе № 223-ФЗ основных конкурентных способов закупки, заказчиками в подавляющем большинстве используются «прочие» способы закупки.
Отдельно следует обратить внимание на показатели о закупках
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), доля которых в стоимостном и количественном выражении ранее достигала 30 – 40%[2], в I полугодии 2019 года составила 9% в стоимостном и 18% в количественном выражении.
При этом стоимостной объем извещений о закупках «прочими» способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который по итогам 2017 года,
I полугодия 2018 года и 2018 года в среднем составлял 59,3% от общего стоимостного объема извещений, в I полугодии 2019 года составил 76%.
В результате проведенного анализа данных ЕИС о закупках заказчиков «прочими» способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено, что закупки указанными способами в I полугодии 2019 года были размещены 18 тыс. заказчиками, стоимостной объем извещений о закупках которых составил 4,8 трлн рублей (400 тысяч лотов).
При этом с учетом всех вариантов наименований, видов, этапов, форм
и других характеристик «прочих» способов, которые указали заказчики, установлено следующее:
44 тысячи лотов общим объемом 562,4 млрд рублей составили закупки путем проведения аукционов (открытый, закрытый, совместный, в электронной форме, одноэтапный, двухэтапный, с ограниченным участием, заявка в двух частях, заявка из одной части, с единой заявкой, конкурентный, неконкурентный, на понижение, аукцион (редукцион));
16 тысяч лотов общим объемом 961,5 млрд рублей составили закупки путем проведения конкурсов (открытый, закрытый, совместный, в электронной форме, в неэлектронной форме, в бумажной форме, без этапов, двухэтапный, трехэтапный, трехэтапный с подачей дополнительных ценовых предложений, с ограниченным участием, с предварительным квалификационным отбором, многолотовый, на право заключения договора);
12 тысяч лотов общим объемом 611,8 млрд рублей составили закупки путем проведения запросов предложений (открытый, закрытый, совместный, экспресс, адресный, конкурентный, простой рыночный, в электронной форме, в неэлектронной форме, обычным способом, без этапов, одноэтапный, двухэтапный,
с предварительным отбором, с ограниченным перечнем участников,
с возможностью/без возможности подачи альтернативных коммерческих предложений, по результатам проведенных открытых конкурентных процедур);
125 тысяч лотов общим объемом 411,3 млрд рублей составили закупки путем проведения запросов котировок (открытый, закрытый, «бумажным» способом, бумажный, в неэлектронной форме, одноэтапный, двухэтапный, с ограниченным участием, с ограниченным перечнем участников, с возможностью подачи заявки
в бумажной форме, с подачей заявок на электронную почту, упрощенный, возможностью последующего пересмотра ценовых предложений);
123 тысячи лотов общим объемом 1,4 трлн рублей составили закупки
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (единственного источника, из одного источника, прямая закупка, прямой договор, безальтернативная закупка, внутригрупповая закупка, вейвер, малого объема, мелкая закупка, простая закупка, упрощенная закупка св. 100 тыс. руб., до 300, 400, 600 тыс. руб., 10 млн. руб., не выше 3 млн. руб., в электронном виде, с использованием электронного магазина, участие в процедурах продавцов продукции, на основании устойчивых хозяйственных связей, во исполнение доходных договоров, срочная закупка, в следствие ЧС, у естественных монополий);
80 тысяч лотов общим объемом 895,3 млрд рублей составили закупки иными «прочими» способами закупки (укрупненная группировка иных «прочих» способов закупки с учетом всех вариантов наименований, видов, этапов, форм и других характеристик представлена в Приложении № 1).
Произведя выборочный анализ положений о закупках заказчиков, осуществлявших в отчетном периоде закупки «прочими» способами закупки, были выделены следующие критерии отнесения способа закупки к «прочим» в отдельности и (или) в совокупности:
— наличие этапов, в том числе подачи альтернативных ценовых/неценовых предложений, предквалификационный/предварительный отбор;
— указание на то, что такая процедура закупки, не является торгами, в связи с чем не регулируется статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057—1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим заказчиками указывалось, что проведение данных процедур не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем таких процедур или иным участником;
— иные характеристики, в том числе, указывающие на определенные обстоятельства, не связанные с порядком проведения процедуры (например, способ закупки может быть выбран, если не проводится запрос котировок, или закупка до определенной суммы, при этом победителем признается лицо, предложившее меньшую цену).
В связи с этим следует отметить, что, преимущественно, порядок проведения «прочих» процедур закупки не отличается от классических торгов. Они также разделяются заказчиками на конкурентные и неконкурентные, в том числе на закупки
у единственного поставщика.
Таким образом, а также принимая во внимание результаты анализа «прочих» способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно условно предположить, что в I полугодии 2019 года общий объем закупок в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил:
— 87 тысяч лотов общим объемом 832,4 млрд рублей путем проведения аукционов;
— 30 тысяч лотов общим объемом 1,5 трлн рублей путем проведения конкурсов;
— 43 тысячи лотов общим объемом 701,3 млрд рублей путем проведения запросов предложений;
— 188 тысяч лотов общим объемом 497 млрд рублей путем проведения запросов котировок;
— 241 тысяча лотов общим объемом 2,04 трлн рублей путем закупок
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
— 80 тысяч лотов общим объем 895,3 млрд рублей путем использования «прочих» способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в большинстве случаев отнесение заказчиками способов закупки к «прочим» способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вероятнее всего является условным, поскольку основывается на многообразии вариантов наименований, видов, этапов и форм проведения.
Таким образом, целесообразно рассмотреть вопрос об унификации нормативно-правового регулирования, связанного с определением и порядком проведения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, рассмотрев возможность определения в Законе № 223-ФЗ исчерпывающего перечня способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2.3 Осуществление закупок с использованием электронных торговых площадок
По итогам отчетного периода с использованием электронных торговых площадок (далее – ЭТП) закупки осуществлялись на 68 ЭТП.
Общий стоимостной объем закупок с использованием ЭТП в I полугодии 2019 года увеличился по сравнению с I полугодием 2018 года на 40% (на 995,9 млрд рублей) и составил 3,5 трлн рублей (55% от объема всех размещенных извещений), также по сравнению с I полугодием 2018 года на 42 % увеличилось количество размещенных извещений о закупках в электронной форме и составило 357 685 извещений (в I полугодии 2018 года – 251 410 извещений).
При этом 91% (3,2 трлн рублей, 326,8 тысяч извещений) всех закупок с использованием ЭТП осуществлялось на ТОП 10 ЭТП, что составляет 50% объема всех размещенных извещений.
Таблица 3
ТОП 10 ЭТП, на которых осуществлялись закупки
Место в рейтинге | По количеству | По сумме торгов |
---|---|---|
1 | РТС-тендер | АО «ЕЭТП» |
2 | АО «ЕЭТП» | РТС-тендер |
3 | ЗАО «Сбербанк-АСТ» | ООО ЭТП ГПБ |
4 | ООО ЭТП ГПБ | ЗАО «Сбербанк-АСТ» |
5 | OTC-tender | Универсальная электронная торговая площадка |
6 | АО «АГЗРТ» | АО «ТЭК-Торг» |
7 | ETPRF | ETPRF |
8 | Газнефтеторг.ру | OTC-tender |
9 | B2B-Center | АО «АГЗРТ» |
10 | ESTP.RU | B2B-Center |
2.4 Осуществление закупок товаров, работ, услуг в разрезе номенклатуры ОКПД2
По данным ЕИС в отчетном периоде общая стоимость начальных (максимальных) цен договоров ТОП 10 закупок товаров, работ, услуг в разрезе кодов ОКПД2 составила 1,2 трлн рублей, из которых 44% (516,4 млрд рублей) составили работы строительные.
3. АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНЫХ ДОГОВОРОВ
По результатам закупок в I полугодии 2019 года заказчиками заключено договоров на общую сумму свыше 8 трлн рублей, что на 11,1% больше, чем за аналогичный период 2018 года (7,2 трлн рублей) [3].
Абсолютная экономия в отчетном периоде составила 220 млрд рублей, относительная – 3,8 %, что выше на 4% и 0,99 п.п. соответственно, чем в I полугодии 2018 года (209,8 млрд рублей абсолютная, 2,81% относительная).
По данным реестра договоров общим объемом договоров, заключенных десятью крупнейшими заказчиками в отчетном периоде, составил 2,5 трлн рублей, что составляет 31,3 % от всех договоров, заключенных в I полугодии 2019 года.
Информация о 10-ти крупнейших заказчиках по общему объему заключенных договоров представлена ниже.
В отчетном периоде был расторгнут 31 631 договор (262,8 млрд рублей), из них по соглашению сторон – 1 945 договоров на 29,4 млрд рублей, по решению суда – 29 485 договоров на 231,2 млрд рублей, 201 договор на 2,2 млрд рублей
в одностороннем порядке либо причины расторжения не указаны.
Кроме того, согласно информации из реестра договоров, в отчетном периоде в отношении договоров, в которых изменялась цена, установлено следующее:
Таблица 4
Всего договоров, в которых изменялась цена
Начальная цена договоров, руб. | Актуальная сумма цен договоров, руб. | Изменение, руб. | Изменение цены |
---|---|---|---|
2 501 170 596 064 | 951 899 683 230 | -1 549 270 912 834 | —62% |
Договоры, в которых цена увеличилась
Начальная цена договоров, руб. | Актуальная сумма цен договоров, руб. | Изменение, руб. | Повышение цены |
---|---|---|---|
295 097 406 414 | 371 461 864 060 | 76 364 457 646 | +26% |
Договоры, в которых цена снизилась
Начальная цена договоров, руб. | Актуальная сумма цен договоров, руб. | Изменение, руб. | Понижение цены |
---|---|---|---|
2 183 538 134 654 | 558 941 734 632 | 1 624 596 400 022 | -74% |
Таким образом, в отношении 31% от общей стоимости договоров, размещенных в реестре договоров, заказчиками было принято решение об изменении существенных условий договора.
4. ЗАКРЫТЫЕ ЗАКУПКИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
В I полугодии 2019 года согласно сведениям, представленным ЭТП АСТ-ГОЗ, на специализированной электронной площадке закупки осуществляли 129 заказчиков, которыми было размещено 1 979извещений общим объемом
18,1 млрд рублей, что составляет 0,3% от общего количества и 0,3% от общей стоимости извещений, размещенных заказчиками в отчетном периоде:
85% от общего количества извещений, размещенных на АСТ ГОЗ, составили извещения о проведении запроса котировок;
5% — о проведении запроса предложений;
7% — о проведении электронного аукциона;
5% — о проведении редукциона.
Информация об объеме извещений о закрытых закупках в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) представлена на диаграмме ниже.
Из общего количества извещений о закрытых закупках 57 было отменено,
из них:
— 43 извещения (33% от общего количества размещенных на ЭТП АСТ-ГОЗ извещений) были отменены до наступления срока окончания подачи заявок;
— 14 извещений было отменено после или в день наступления срока окончания подачи заявок (11% от общего количества извещений, размещенных на ЭТП
АСТ-ГОЗ).
В закрытых закупках в отчетном периоде приняли участие 2 892 участника закупок.
Среднее количество заявок, поданных на участие в закрытых закупках
в электронной форме, по данным ЭТП АСТ-ГОЗ, в I полугодии 2019 году составило 1,56 заявки.
В результате осуществления закрытых конкурентных закупок в электронной форме было заключено 977 договоров общей стоимостью 11,3 млрд рублей,
что составило 0,1% от общего объема договоров, заключенных заказчиками
в отчетном периоде.
Из общего количества заключенных договоров по результатам закрытых конкурентных закупок в электронной форме 85% договоров было заключено
по результатам проведения запроса котировок, 10 % по результатам проведения запроса предложений, при этом 63% общей суммы договоров заключены по результатам электронного аукциона, а 19% договоров по результатам запроса котировок.
По результатам 701 закупки договор не был заключен по причине признания таких закупок несостоявшимися, что составляет 35% от общего количества извещений, размещенных на ЭТП АСТ-ГОЗ в отчетном периоде, из них:
— 57 % по причине того, что не было подано ни одной заявки;
— 43% по причине того, что была подана одна заявка на участие
в процедуре.
Общая стоимость таких закупок составила 4 млрд рублей (22% от общей стоимости размещенных на АСТ ГОЗ в отчетном периоде извещений).
5. ЗАКУПКИ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В отчетном периоде было объявлено 178 593 закупки с преимуществами для субъектов МСП общим объемом более 1,1 трлн рублей, из них:
— 177 695 закупок общим объемом 874,9 млрд рублей, участниками которых могут быть только субъекты МСП;
— 1059 закупок общим объемом 233,3 млрд рублей, в которых установлено требование о привлечении к исполнению договора соисполнителей из числа субъектов МСП.
В разрезе номенклатуры ОКПД2 наибольший объем закупок у субъектов МСП в отчетном периоде пришелся на строительные работы и составил 7 % (146,9 млрд рублей) от общего объема наиболее закупаемых товаров, работ, услуг у субъектов МСП.
Согласно сведениям, представленным АО «Корпорация МСП», о закупках крупнейших заказчиков у субъектов МСП:
1) объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составил
1,5 трлн рублей (с 65 301 субъектом МСП заключено 185 430 договоров). Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила 7,86 млн рублей;
2) номенклатура закупок у субъектов МСП расширена по сравнению
с 2018 годом с 362 тыс. позиций до 371,2 тыс. позиций.
По данным АО «Корпорация МСП» наибольший объем закупок у субъектов МСП:
— среди крупнейших заказчиков: ПАО «Ростелеком» (120,26 млрд рублей),
ОАО «РЖД» (99,86 млрд рублей), ПАО «Газпром» (65,98 млрд рублей),
АО «РЖДстрой» (33,88 млрд рублей), ПАО «Сбербанк» (32,36 млрд рублей).
— среди субъектов Российской Федерации: Москва (547,87 млрд рублей),
Санкт-Петербург (134,17 млрд рублей), Московская область (63,11 млрд рублей), Свердловская область (59,66 млрд рублей), Самарская область (34,75 млрд рублей).
При этом согласно данным ЕИС из реестра договоров общая сумма договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок, составила 2,1 трлн[4] рублей, из них:
— сумма договоров, заключенных непосредственно с субъектами МСП, составила 2 трлн рублей (25 % от общей суммы договоров, заключенных в I полугодии 2019 года, сведения о которых размещены в реестре договоров);
— сумма договоров, заключенных с субъектами МСП как с соисполнителями по договору, составила 151,9 млрд рублей[5].
Таким образом, по результатам I полугодия 2019 года сумма договоров, заключенных с субъектами МСП, на 75% больше общей суммы договоров, заключенных с субъектами МСП, по результатам I полугодия 2018 года (1,2 трлн рублей)[6].
6. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ФАС РОССИИ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В I полугодии 2019 года Центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами было рассмотрено 7 166 жалоб на действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, из них:
— 30% (2 133 жалобы) признаны обоснованными;
— 43% (3 111 жалоб) признаны необоснованными;
— 27% (1 922 жалобы) оставлены без рассмотрения.
По результатам рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг выдано 1 733 предписания.
Основными причинами обжалования действий (бездействия) заказчиков являлись:
— неправомерный отказ в допуске к участию в закупочной процедуре;
— установление ненадлежащих требований к участникам закупки;
— установление некорректного порядка и критериев оценки заявок;
— невозможность определения (отсутствие) объемов закупаемых товаров, работ, услуг;
— сокращение срока заключения договора по результатам закупки.
По итогам I полугодия 2019 года в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, включено 257 реестровых записей, а именно:
– в отношении 198 участников закупок, уклонившихся от заключения договора;
– в отношении 59 поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им условий договора.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
В I ПОЛУГОДИИ 2019 ГОДА
1. Закупки осуществляют 25,6% из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС.
2. Продолжается снижение количества заказчиков, являющихся государственными компаниями, хозяйственными обществами с государственным (муниципальным) участием, их дочерних хозяйственных обществ, а также дочерних хозяйственных обществ их дочерних хозяйственных обществ, осуществляющих закупки.
3. Продолжается снижение объема закупок в денежном выражении, размещаемых в ЕИС. С 2017 года объем закупок, размещенных в первых полугодиях 2017, 2018 и 2019 годов, сократился соответственно с 9,3 трлн рублей до 7,5 трлн рублей в 2018 году и до 6,4 трлн рублей в 2019 году.
4. Проведя анализ извещений, в которых заказчиками использовались «прочие» способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было установлено, что по итогам I полугодия 2019 года 54% закупок осуществлялись путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений, 32% составили закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а 14% — закупки «прочими» способами закупки.
5. Несмотря на снижение объема размещаемых извещений о закупках, по результатам закупок в I полугодии 2019 года заказчиками заключено на 11,1% больше договоров, чем за аналогичный период 2018 года, на общую сумму 8 трлн рублей [7].
6. На 75% по отношению к аналогичному периоду 2018 года увеличился объем договоров, заключенных с субъектами МСП, который составил 2,1 трлн рублей, что составляет 25 % от общей суммы договоров, заключенных в I полугодии 2019 года, сведения о которых размещены в реестре договоров.
7. На 4% абсолютная экономия оказалась выше чем в I полугодии 2018 года
и составила 220 млрд рублей.
Таким образом, первые результаты электронизации, внедрения новых правил осуществления закупок, в том числе у субъектов МСП, механизмов их финансового обеспечения, а также программ повышения эффективности закупочной деятельности, свидетельствуют о повышении прозрачности и доверия участников закупок к системе закупок отдельных видов юридических лиц.
Целесообразно проработать вопрос о совершенствовании и унификации требований и правил в отношении закупок, проводимых отдельными видами юридических лиц, а также обеспечить принятие до конца 2019 года имеющихся законопроектов, предусматривающих:
— установление исчерпывающих требований к содержанию и составу заявки субъектов МСП – участников закупки (законопроект № 301875-7);
— установление требований к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектами МСП в качестве обеспечения заявок и договоров при участии в конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП;
— совершенствование правил осуществления закупок у лиц, признаваемых
в соответствии с Налоговым законодательством Российской Федерации, взаимозависимыми с заказчиком лицами;
— распространение положений Закона № 223-ФЗ, касающихся участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг также на «самозанятых» лиц.
Приложение № 1
№ п/п | Укрупненное наименование, вид, тип «прочего» способа закупки |
---|---|
1 | Аккредитационный отбор (аккредитация) поставщиков |
2 | Анализ (предложений, цен, рынка, конъюнктурный, технико-коммерческих предложений, предложенных цен, конкурентных предложений, коммерческих предложений) (в электронной форме, не в электронной форме, в бумажной форме, одноэтапный, многоэтапный) |
3 | Выбор предложений из сводного прайс-листа |
4 | Выбор цен из запросного листа |
5 | Дополнительный отбор. |
6 | Закупка (открытая, в электронной форме, в электронном виде, состязательная, публичная, одноэтапная, многоэтапная, у аккредитованного поставщика, неконкурентная, комплексная, с ограниченным участием, с предварительным выбором поставщика, простая, с переторжкой, у приоритетного поставщика, срочная, по лучшей цене, у поставщика, входящего в реестр поставщиков предприятия, оперативная, короткая, по особым обстоятельствам, путем выбора предложений поставщиков продукции) |
7 | Закупки «имидж-продукции» |
8 | Закупки с использованием (торгового портала, электронного ресурса, сравнительных систем, программного комплекса, электронного магазина) |
9 | Запрос (сопоставление) (лучших, коммерческих, технико-коммерческих, ценовых) условий (предложений, условий договора, исполнения договора) (открытый, в электронной форме, двухэтапный, без цели заключения договора, с возможностью подачи альтернативных коммерческих предложений) |
10 | Запрос (крупных, альтернативных, ценовых) предложений (открытый, закрытый, публичный, в электронной форме, в бумажной форме, с предварительным отбором) |
11 | Запрос (сбор) оферт (открытый, с ограниченным участием, универсальный, одноэтапный, в электронной форме, по 223-ФЗ, в бумажной форме) |
12 | Запрос (фиксированных) цен (открытый, электронный, не электронный, бумажный, специальный, с ограниченным участием, с неограниченным участием для розницы, для розницы для целей осуществления неконкурентной закупки, попозиционный, одноэтапный, двухэтапный, в простой форме, в письменной форме, по результатам предварительного отбора, по результатам конкурентного отбора, в серии закупок,) |
13 | Запрос заявок в электронной форме |
14 | Запрос продукции (открытый, в электронной форме) |
15 | Запрос расценок (в электронной форме, одноэтапный) |
16 | Запрос ценовых опционов |
17 | Квалификационный отбор (предварительный, для серии закупок, дополнительный, на право включение в реестр, без ограничения срока подачи заявок, открытый, в электронной форме, в неконкурентных закупочных процедурах) |
18 | Конкурентный запрос |
19 | Конкурентный отбор (открытый, закрытый, с включением в него отдельных этапов, с предварительным отбором, с повышением стартовой цены, в электронной форме, не в электронной форме, ценовой, в бумажной форме) |
20 | Маркетинговое исследование (открытое, закрытое, с размещением информации, в бумажной форме, в электронной форме) |
21 | многокритериальный отбор поставщиков |
22 | Мониторинг цен (рынка, предложений) (открытый, конкурентный) |
23 | Обзор конъюнктуры рынка |
24 | Отбор поставщика (исполнителя) |
25 | Отбор поставщиков (исполнителей) для формирования перечня поставщиков заказчика в целях размещения заказа путем (способом) проведения упрощенных процедур |
26 | Отбор предложений конкретной продукции (в электронной форме) |
27 | Открытый маркетинговый сбор |
28 | Открытый неценовой запрос |
29 | Оферта |
30 | Переговоры (открытые, прямые, конкурентные, в электронной форме, многоэтапные с переторжкой, двухэтапные, с определением результатов комиссией, с определением результатов ответственным совместно с инициатором) |
31 | Подача публичной оферты |
32 | Предварительный отбор (в электронной форме, 4 этапа) |
33 | Приглашение (предложение) делать оферты (в электронной форме, одноэтапное в электронной форме, многолотовое) |
34 | Приглашение к сотрудничеству в электронной форме |
35 | Прямой (поиск, договор, закупки, назначение) (в электронной форме) |
36 | Редукцион (в электронной форме, открытый, одноэтапный, с ограниченным участием) |
37 | Сбор заявок (открытый, в электронной форме) |
38 | совместная закупка |
39 | Состязательный выбор (отбор) (в электронной форме, с помощью сводного электронного прайс-листа) |
40 | Сравнение показателей (в электронной форме) |
41 | Сравнение цен (в электронной форме, в неэлектронной форме) |
42 | Тендер (открытый, закрытый, специальный, в электронной форме, в не электронной форме, в бумажной форме, в простой форме, многоэтапный, одноэтапный, малый, с ограниченным количеством участников) |
43 | Тендерная закупка (в неэлектронной форме) |
44 | Тендерный запрос (открытый, закрытый) |
45 | Тендерный отбор (в электронной форме, с ограниченным количеством участников) |
46 | Торги (предварительные торги) |
47 | Участие в процедуре продажи Товара, организованной поставщиком (производителем) Товара |
48 | Формирование конкурентного листа (в электронной форме, с проведением переторжки, с индексами) |
49 | Ценовой отбор (в электронной форме, не в электронной форме) |
50 | Электронный магазин |
[1] На основании данных, размещенных в ЕИС, а также сведений, представленных Федеральным казначейством, ФАС России и АО «Корпорация МСП»
[2] Информация о количестве и стоимостном объеме извещений, указанная в отчетах о мониторинге применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2017 году, в I полугодии 2018 года, в 2018 году, подготовленные Минфином России
[3] Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2018 года
[4] Исходя из сведений из реестра договоров о договорах, в информации о которых установлен признак отнесения поставщика к МСП или признак участия в торгах только МСП
[5] Исходя из сведений из реестра договоров о договорах, в информации о которых установлен признак привлечения к исполнению договора субподрядчиков из числа МСП
[6] Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2018 года
[7] Договоры, сведения о которых размещены в реестре договоров в ЕИС