Применение Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»

В настоящее время сложилась неопределенность в применении Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, предоставляют с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, далее – ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16.12.2011). Об этом сказано в пунктах 1 и 8 постановления Правительства от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925).

То есть, приоритет может предоставляться только товарам, работам и услугам которые поименованы в международных соглашениях:

статья XX ГАТТ 1947 равно как и договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014  не содержат услуги по оказанию услуг питания.

Исходя из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 21.10.2016 г. № Д28и-2806 «Постановление № 925 имеет строго ограниченные сферы применения, которые определены Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1994 года и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (пункт 8 Постановления № 925). Так, Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе в сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей. Постановление № 925 также будет применяться с учетом законодательства Евразийского экономического союза. Таким образом, Постановление № 925 определяет механизм установления заказчиками приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в случаях, при которых это не противоречит нормам международного права».

Указанная позиция соответствует практике: письма Минэкономразвития от 24.04.2017 № Д28и-1656, 20.03.2017 № Д28и-1393, решения ФАС от 18.04.2017 № 223ФЗ-333/17, 21.04.2017 № 17/28014/17, Решение арбитражного суда города Москвы по делу № А40-37602/18-159-266 от 28.06.2018г., Постановление Девятого арбитражного Апелляционного суда No 09АП-43560/2018-ГК по делу № А40-37602/18 от 10.09.2018г.

Однако в связи с тем что что из 195 существующих в мире независимых государств 167 государств входят в ВТО, то, представляется, что приоритет, предусмотренный Постановлением №925, практически никогда не будет применяться.

Вместе с тем, как указывает Министерство Финансов России в Письмо № 24-03-07/27458 от 17.04.2019 года, изложенные требования Постановления № 925 вызывают затруднения в их применении как со стороны заказчиков, так и со стороны участников закупок. Учитывая изложенное, Минфин России разделяет озабоченность противоречивой практики применения Постановления № 925. По имеющейся у Минфина России информации, в настоящее время, в связи с поступающими многочисленными запросами и предложениями о внесении изменений в Постановление № 925, обусловленными наличием спорных ситуаций при его применении, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассматривает вопрос о порядке дальнейшего применения Постановления № 925.

Добавить комментарий